Портал о ВИЧ-инфекции для подростков и родителей

 

Если тебе нет 13 лет

Если тебе 13-16 лет

Если тебе 16+

Как и когда объяснять ребенку, что такое секс и зачем он нужен? Рассказывает психотерапевт Ольга Милорадова

Дети познают сексуальность точно так же, как они познают окружающий мир: через слова, действия, взаимодействия, отношения. Вполне логично, что основным источником знания для ребенка является взрослый, будь то родитель, няня, воспитатель или учитель. Со стыдом по поводу сексуальности взрослых нам более-менее удалось справиться, хотя и совсем недавно — ведь еще полвека назад общество пыталось противостоять новаторским попыткам исследовать и задокументировать человеческую сексуальную активность. Вопрос же детской сексуальности и сексуального воспитания до сих пор вселяет во многих страх и трепет: детей принято защищать от любой информации про секс, родители подростков до последнего отрицают присутствие у них сексуальности, а любой, кто пытается посягнуть на запретную территорию и наконец-то рассказать детям что-то «лишнее» или хотя бы ответить на их вопросы, считается потенциальным извращенцем. Как быть в этой ситуации, в каком возрасте и в каких словах объяснять своему ребенку, как устроено тело, что такое половое созревание, размножение, пол и гендер? Как сделать так, чтобы не помешать формированию человеческой сексуальности и выработать у ребенка здоровое отношение к важным вопросам?

 

Если вы не хотите, чтобы познания вашего ребенка ограничивались тем, что ему рассказал приятель или чем он начитался на сомнительных форумах, то было бы неплохо хотя бы примерно представлять, когда ребенок нуждается в какой информации, чтобы избежать неловкого разговора, когда уже как-то совсем неудобно и поздно. Процесс сексуального образования и помощи ребенку в вопросе становления его сексуальности можно разделить на несколько этапов.

ПЕРВЫМ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫЙ РАННИЙ — МЛАДЕНЧЕСТВО ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ. Что происходит с ребенком в это время? Весь процесс его обучения происходит через взаимоотношения с родителями; в это же время у малыша формируется чувство доверия к ним и способность замечать базовые различия между мужчиной и женщиной. Пока что у ребенка отсутствует стеснение по поводу обнаженности: он познает свое тело через прикосновения и может обнаруживать спонтанные реакции, кажущиеся родителю сексуальными, например эрекцию. И хотя многим кажется, что в этом возрасте ребенок мало что понимает, очень важны действия родителя, способствующие здоровому сексуальному развитию. В первую очередь это использование правильных терминов для обозначения частей тела и формирование «комфортного» прикосновения — например, если вы обнимаете ребенка и он вырывается, не применяете силу, не навязываете объятия. Постепенно вводите понятие границ, при появлении возможности. Например, во время купания, смены памперсов объясняете, что сексуальные части наших тел особенные и принадлежат только нам, их не принято держать обнаженными, также никто не вправе к ним прикасаться, за исключением лечебных или гигиенических целей.


ЗА ЭТИМ СЛЕДУЕТ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ
. Для этого периода нормально развитие собственного языка для обозначения гениталий; дети уже должны понимать четкую разницу между мужчиной и женщиной и могут в общих чертах знать, откуда люди появляются на свет. Например, что ребенок растет в животе у мамы, и так далее. В этом возрасте дети могут трогать себя или казаться мастурбирующими, но на деле это успокаивающие ребенка стереотипные действия. Также они часто могут изучать гениталии друга друга вместе с ровесниками и проявлять любопытство к обнаженному телу взрослых, например попытаться подсматривать за обнаженными мамой или папой. Помните, что у детей этого возраста всё еще отсутствует стеснение по поводу обнаженности, и это нормально.

Однако есть признаки и потенциально нездорового поведения, на которые стоит обратить внимание. Это обсуждение детьми деталей сексуального контакта взрослых, использование нецензурных выражений о сексе и попытка имитировать сексуальные контакты со сверстниками или взрослыми, особенно орально-генитальные контакты или попытки анальных или вагинальных проникновений. Что делать, если вы заметили что-то подобное и чему в целом учить в этом возрасте? Обязательно надо поощрять ребенка к использованию корректной терминологии для описания частей тела и объяснять разницу между комфортным, приемлемым прикосновением и некомфортным/неприемлемым. При этом важно избегать примеров, что прикосновение к гениталиями плохое, а к руке, например, хорошее, это может фиксировать внимание ребенка на том, что трогать гениталии — это нечто запретное и что-то, что приносит приятные ощущения.

Очень важно практиковать только комфортные прикосновения для ребенка, то есть опять же не пытаться насильно обнять его, поцеловать против воли, прислушиваться к его протестам, не воспринимая это за игру или капризы. Постепенно формировать понятие интимности во время мытья или посещения туалета и демонстрировать уважение к личному пространству и интимности ребенка, особенно если он обнажен. Нужно использовать подворачивающиеся ситуации для обучения ребенка основам сексуальности: если ребенок задает вопросы — давать простые и понятные ответы, объяснять, что если ему нравится трогать себя, то это нормально, но только будучи в уединении. В целом учить ребенка уважать чужие границы и личное пространство.

В РАННЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, В 5–8 ЛЕТ, происходит стабилизация гендерной идентичности — то есть понимание физических, поведенческих и эмоциональных различий между мужчинами и женщинами. Для ребенка уже нормально базовое понимание репродуктивной деятельности человека (размножения), он может понимать разницу в сексуальной ориентации и иметь базовое представление о том, что такое переходный возраст. Естественно, ваш ребенок может мастурбировать в уединении и исследовать с ровесниками гениталии друг друга (возможно, с ровесниками одинакового пола) по взаимной договоренности. В этом возрасте появляются более стабильные дружеские взаимоотношения и в то же время скромность по отношению к обнаженности. Всё это является признаками здорового поведения, и волноваться по этому поводу не стоит. Потенциально нездоровым поведением являются публичная мастурбация, публичное обсуждение «взрослого» сексуального контакта, использование бранной лексики, фиксация на этой тематике, попытка имитировать взрослый сексуальный контакт.

Чему учить своего ребенка в этом возрасте? Важно демонстрировать уважение личного пространства ребенка, его права на приватность и дать ему четкое понимание чужих границ и нужды в уединении. Можно и нужно разговаривать с ребенком о телесных ощущениях (например, что может быть приятно прикасаться к кому-то), с одновременным объяснением того, что приемлемо/неприемлемо в играх со сверстниками. Это подходящее время для того, чтобы рассказать о половом созревании у мальчиков и девочек. Можно пользоваться удобным моментом для разъяснения особенностей размножения: ребенок должен знать о бабочках и цветочках не позднее 9 лет. Исследования свидетельствуют, что дети тех родителей, с которыми своевременно разговаривали на интересующие их темы, реже вступали в половые отношения в раннем возрасте.

ПУБЕРТАТ, КОТОРЫЙ ПРИХОДИТСЯ НА 9–13 ЛЕТ, по мнению многих родителей, считается самым сложным возрастом — в том числе по количеству «неудобных» вопросов и ситуаций. Это период полового созревания человека и начала его физических и эмоциональных изменений. В это время для нас свойственно осознание своей сексуальной ориентации, которая если не осознается полностью, то как минимум подозревается, и появление сексуального влечения. Это, разумеется, сопровождается любопытством по поводу всего, что связано с изменениями, вызванными переходным возрастом, того что связано с сексуальным влечением, привлекательностью, размножением. Сложнее всего то, что чаще всего это сопровождается нежеланием обсуждать что-либо из перечисленного с родителями. В это же время особую значимость для подростка приобретают сверстники, у него меняется поведение, а также возникают частые смены настроения. 

В это время нужно объяснять ему про изменения, происходящие в теле: рост волос, рост молочных желез, увлажнение влагалища, увеличение пениса/яичек, вопросы эрекции и поллюций. А также то, что всё это происходит с разной скоростью и в разном возрасте. Необходимо рассказывать про беременность и половой акт, гормоны и их влияние на мальчиков и девочек. Подросток должен знать, что у него есть право отказа от прикосновения кого угодно и где угодно. Не менее важно говорить о гендерных ролях и связанных с ними стереотипах, развеивать мифы о «типично мужском» и «типично женском». 

И, НАКОНЕЦ, С 14 ДО 18 самым главным вопросом является вопрос предохранения и заболеваний передающихся половым путем. Особенно учитывая тот факт, что даже от достаточно взрослых людей по-прежнему порою приходится слышать глупости о беременности, овуляции и подобных физиологических явлениях. Каждая девушка должна знать, что такое менструальный цикл, и желательно в подробностях. Совсем по-хорошему об этом неплохо было бы знать не только девушкам.

А в целом помните, что если любопытство ребенка не удовлетворяется или игнорируется, а тем более если вы ему запрещаете произносить «плохие слова» или стыдите за то, что он задает неприличные вопросы, вы формируете благодатную почву для отчуждения между вами и создаете понимание сексуальности как секретной и запретной темы. На самом деле, даже если вы будете скрывать от ребенка факт, что вы занимаетесь сексом, он всё равно будет знать, что вы делаете это, но секс — это секретно и постыдно. Не портите детям жизнь, учитесь разговаривать со своими детьми. 

http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/ask-me/202881-sexual-education

 

Вопрос-ответ
Тема, 15.08.2014
Здравствуйте, Тема! Вы задаете отличные вопросы. Итак, если вечером вы не выпили препараты, то пьете обычную утреннюю дозировку. Далее стараетесь не пропускать прием и сообщаете о пропуске лечащему врачу. Подробнее
Vlad, 23.07.2014
Здравствуй, Влад! По законодательству РФ ВИЧ-положительные граждане освобождаются от службы в армии, военкоматом выдается военный билет с пометкой «не годен». Подробнее

Новости

Центр для женщин и детей фонда Новое время г.Екатеринбурга устроил праздники для  живущих с ВИЧ детей всех возрастов.
30.12.2015
Центр для женщин и детей фонда Новое время г.Екатеринбурга устроил праздники для  живущих с ВИЧ детей всех возрастов. подробнее
На портале Центра Знаний прошел вебинар «Профилактика ВИЧ среди подростков групп риска возраста 10-18 лет по модели PDI (Внедрение силами равных)».
24.12.2015
На портале Центра Знаний прошел вебинар «Профилактика ВИЧ среди подростков групп риска возраста 10-18 лет по модели PDI (Внедрение силами равных)». подробнее
В программе Hard Day`s Night, посвященной Всемирному дню борьбы со СПИДом, журналист телеканала Дождь Павел Лобков рассказал, что диагноз ВИЧ был поставлен ему 13 лет назад.
08.12.2015
В программе Hard Day`s Night, посвященной Всемирному дню борьбы со СПИДом, журналист телеканала Дождь Павел Лобков рассказал, что диагноз ВИЧ был поставлен ему 13 лет назад. подробнее