Годы отрочества - один из самых важных периодов развития ребенка в преддверии взрослой жизни. В этом возрастном отрезке выделяются три этапа. Ранний подростковый возраст сфокусирован на изменении отношений привязанности: от родителей и заботящихся взрослых - на группу сверстников. В середине подросткового возраста для ребенка важным становится образ себя и начало развития абстрактного мышления. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает чувствовать себя увереннее по отношению к тому, какой он есть, и каким взрослым членом общества он собирается стать. Также появляется большее понимание других людей и отношений между ними. Подростки, живущие с ВИЧ, сталкиваются с дополнительными трудностями во время прохождения трех стадий подросткового возраста.
Если ВИЧ-инфекция лечилась недостаточно, подросток может иметь отставание в физическом развитии и задержку наступления половой зрелости. Как следствие, ВИЧ-позитивный подросток может выглядеть младше своего возраста и быть менее крупным по физическим параметрам, чем сверстники. Видимые физические симптомы могут быть и результатом заболевания – физические изменения, вызванные потерей веса или оппортунистическими инфекциями. Когда подросток отличается внешне от сверстников, это осложняет установление связей с ними, негативно сказывается на отношениях привязанности со сверстниками, и затрудняет процесс сепарации от родителей/опекунов. Такие изменения могут способствовать и формированию негативного образа себя.
Подростки, живущие с ВИЧ, могут чувствовать себя неспособными индентифицироваться с ровесниками, быть «не как все», или чувствовать себя исключенными из круга сверстников по причине стигмы. Значительную часть своей идентичности, чувства «кто есть я», мы формируем путем сравнения себя с другими. Чувство личной идентичности возникает как результат действий в социальном контексте и основано на том, принимают или отрицают другие члены группы наше поведение. Отвержение группы может иметь серьезное негативное влияние на самооценку и чувство идентичности. Например, подростки, которые подвергаются травле со стороны сверстников, могут иметь низкую самооценку и негативный образ себя, который сохраняется и во взрослой жизни. Отношения со сверстниками влияют на поведение человека в подростковом возрасте гораздо сильнее, чем в любом другом периоде жизни, включая детский и взрослый. Верно и обратное: непринятие в группу сверстников может оказать такое же сильное воздействие на подростка.
Ровесники влияют не только на социальное поведение подростка, но и на поведение по отношению к своему здоровью. Это влияние может быть негативным - например, курение; или позитивным - например, поощрение приверженности терапии в группе поддержки. Знакомство с друзьями подростка помогает сотрудникам медицинского учреждения лучше узнать своего пациента. Понимание важности и степени влияния ровесников на подростка позволяет медицинским работникам использовать эту возрастную особенность во благо пациента – через создание групп поддержки и друзей по приверженности терапии.
Psychosocial Aspects of HIV/AIDS: Children and Adolescents,
Kristin L. Close
Перевод: teensplus.ru